Государственный учет объектов НВОС
Объект, оказывающий НВОС - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ)).
Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- I категория - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ);
- II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.
Присвоение объекту, оказывающему НВОС, I-III категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- I категория - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ);
- II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.
Присвоение объекту, оказывающему НВОС, I-III категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
Объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории (п. 1 ст. 4_2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- I категория - объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее - НДТ);
- II категория - объекты, оказывающие умеренное НВОС;
- III категория - объекты, оказывающие незначительное НВОС;
- IV категория - объекты, оказывающие минимальное НВОС.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398.
Присвоение объекту, оказывающему НВОС, I-III категории осуществляется при его постановке на государственный учет.
Внимание! С 01.09.2024, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2024 N 473 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 830", объекты НВОС IV категории не ставятся на государственный учёт. При этом подтверждение соответствия объекта НВОС критериям объектов IV категории Росприроднадзором и его территориальными органами не предусмотрено. Объекты НВОС, поставленные на государственный учет до 01.09.2024, должны быть исключены из реестра до конца 2024 года. Данная процедура осуществляется Росприроднадзором самостоятельно, с уведомлением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на таких объектах. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем НВОС (п.4 ст.4_2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Состав природоохранной документации, необходимой для каждой категории НВОС
I категория НВОС
1. Комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории НВОС, обязаны получить КЭР (п.1 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). КЭР включает в себя (п.10 ст.31_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- технологические нормативы;
- нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;
- нормативы допустимых физических воздействий;
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР);
- требования к обращению с отходами производства и потребления;
- программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК);
- срок действия комплексного экологического разрешения. Приказом Минприроды России от 22.10.2021 N 780 утверждены:
- форма заявки на получение КЭР;
- форма КЭР. Срок получения КЭР связан с Перечнем объектов, относящихся к I категории по уровню НВОС, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60 процентов (далее - Перечень), утвержденным Приказом Минприроды России от 18.04.2018 N 154. В период (ч.6, 7 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ):
- с 01.01.2019 по 31.12.2024 - объектам I категории НВОС, включенным в Перечень, необходимо направить заявку на получение КЭР;
- с 01.01.2019 по 01.01.2025 - объектам I категории НВОС, не включенным в Перечень, необходимо получить КЭР.
2. Программа повышения экологической эффективности.
Для объектов I категории НВОС разрабатывается и утверждается Программа повышения экологической эффективности (далее - Программа) в случае невозможности соблюдения (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- нормативов допустимых выбросов;
- нормативов допустимых сбросов;
- технологических нормативов. Внимание! С 01.09.2024 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 N 622-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства I категории, в случае, если на указанном объекте применяются технологические процессы с технологическими показателями, превышающими технологические показатели наилучших доступных технологий, допускается при условии наличия программы повышения экологической эффективности. Программа включает в себя (п.2, 3 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- перечень мероприятий по реконструкции, техническому перевооружению объектов, оказывающих НВОС;
- сроки выполнения мероприятий;
- объем и источники финансирования;
- перечень ответственных за их выполнение должностных лиц;
- показатели и график поэтапного снижения НВОС. Проект Программы подлежит одобрению межведомственной комиссией, которая создается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в состав которой включаются представители (п.8 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;
- государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";
- исполнительных органов субъектов РФ;
- общественных объединений и экспертных организаций.
Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению проектов программ повышения экологической эффективности утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 N 999.
Срок рассмотрения Программы не может превышать 2 месяца и может быть продлен по обращению заявителя, но не более чем на 2 месяца (п.10 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели до 1 апреля года, следующего за отчетным представляют отчет о выполнении программы повышения экологической эффективности в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительный орган соответствующего субъекта Российской Федерации (п.11 ст. 67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
3. Заключение государственной экологической экспертизы.
К объектам государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) федерального уровня в том числе, относится проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории НВОС (ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ). Внимание! С 01.09.2024 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 N 673-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 25.12.2023 N 673-ФЗ). Изменениями уточнены объекты ГЭЭ федерального и регионального уровня и установлены случаи, когда проведение ГЭЭ не требуется. Исключение составляет (п.3 ст.1 Федерального закона от 25.12.2023 N 673-ФЗ):
- проектная документация буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
- проектная документация объектов капитального строительства, относящихся к объектам I категории НВОС, если строительство или реконструкция объекта не повлекут за собой:
- изменения областей применения наилучших доступных технологий;
- изменения перечня загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при эксплуатации объектов капитального строительства, за исключением случаев прекращения поступления одного или нескольких загрязняющих веществ в окружающую среду;
- увеличения объема или массы выбросов и (или) сбросов хотя бы одного из загрязняющих веществ;
- изменения состава, физических и химических свойств отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых и (или) размещаемых, за исключением случаев прекращения указанной деятельности одного или нескольких видов отходов производства и потребления;
- увеличения количества отходов производства и потребления, образуемых, обрабатываемых, утилизируемых, обезвреживаемых или размещаемых;
- увеличения объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта.
4. Решение об установлении санитарно-защитной зоны.
В отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства устанавливаются санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ). При этом существует условие - за контурами данных объектов должно создаваться химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил установления СЗЗ (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222). Решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают органы Роспотребнадзора (п.3 Правил). Для установления СЗЗ хозяйствующие субъекты направляют заявление об установлении СЗЗ с приложением (п.14 Правил):
- проекта СЗЗ;
- экспертного заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ. В срок не более 15 рабочих дней уполномоченный орган принимает решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ (п.17 Правил).
5. Производственный экологический контроль.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I категории НВОС обязаны (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК);
- осуществлять ПЭК;
- документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109. Ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным необходимо представлять Отчет об организации и осуществлении ПЭК (п.1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109).
6. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I категории НВОС обязаны вносить плату за НВОС (п.1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Плата за НВОС взимается за следующие его виды (ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов, в том числе за складирование побочных продуктов производства, признанных отходами;
- хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881. Плата за НВОС вносится ежегодно, не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п.52 Правил).
II категория НВОС
1. Декларация о воздействии на окружающую среду.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах II категории НВОС, обязаны представлять декларацию о воздействии на окружающую среду (далее - ДВОС) (п.1 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Внимание! ДВОС может быть заменена на КЭР по инициативе хозяйствующего субъекта, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п.12 ст.31 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). ДВОС включает в себя (п.3 ст.31_2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- информацию о реализации природоохранных мероприятий;
- данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;
- декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
- информацию о программе ПЭК. Одновременно с подачей ДВОС для объектов II категории НВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов.
2. План мероприятий по охране окружающей среды.
Для объектов II категории НВОС (за исключением объектов II категории, в отношении которых получено КЭР) разрабатывается и утверждается План мероприятий по охране окружающей среды (далее - План мероприятий) в случае невозможности соблюдения (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- нормативов допустимых выбросов;
- нормативов допустимых сбросов. План мероприятий включает в себя (п.2 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- перечень мероприятий по снижению НВОС;
- сроки выполнения мероприятий;
- объем и источники финансирования мероприятий;
- перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
3. Решение об установлении санитарно-защитной зоны.
В отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства устанавливаются санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ). При этом существует условие - за контурами данных объектов должно создаваться химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил установления СЗЗ (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222). Решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают органы Роспотребнадзора (п.3 Правил). Для установления СЗЗ хозяйствующие субъекты направляют заявление об установлении СЗЗ с приложением (п.14 Правил):
- проекта СЗЗ;
- экспертного заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ. В срок не более 15 рабочих дней уполномоченный орган принимает решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ (п.17 Правил).
4. Производственный экологический контроль.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах II категории НВОС обязаны (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК);
- осуществлять ПЭК;
- документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109. Ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным необходимо представлять Отчет об организации и осуществлении ПЭК (п.1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109).
5. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах II категории НВОС обязаны вносить Плату за НВОС (п.1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Плата за НВОС взимается за следующие его виды (ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов, в том числе за складирование побочных продуктов производства, признанных отходами;
- хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления. Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 881. Плата за НВОС вносится ежегодно, не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п.52 Правил).
III категория НВОС
1. Нормирование выбросов и сбросов.
Для хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на объектах III категории НВОС, нормативы допустимых выбросов и допустимых сбросов не рассчитываются, за исключением наличия в составе выбросов или сбросов веществ I, II класса опасности (п.4 ст.22 Федерального Расчёты нормативов допустимых выбросов производится в соответствии с:
- Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055 "О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
- Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденными Приказом Минприроды России от 06.06.2017 N 273;
- Методикой разработки (расчета) и установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной Приказом Минприроды России от 11.08.2020 N 581. Расчеты нормативов допустимых сбросов производятся в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.12.2020 N 1118. Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III категории НВОС получение КЭР и заполнение ДВОС не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах III категории НВОС представляют сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК (п.12 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ).
2. Нормирование в области обращения с отходами.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории, по уровню НВОС, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (п.5 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Отчетность представляется:
- в уполномоченный территориальный орган Росприроднадзора - для объектов, относящихся к федерального государственному экологическому контролю (надзору);
- в исполнительные органы субъектов РФ - для объектов, относящихся к региональному государственному экологическому контролю (надзору).
3. План мероприятий по охране окружающей среды.
Для объектов III категории НВОС разрабатывается и утверждается План мероприятий по охране окружающей среды (далее - План мероприятий) в случае невозможности соблюдения (п.1 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- нормативов допустимых выбросов;
- нормативов допустимых сбросов.
План мероприятий включает в себя (п.2 ст.67_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- перечень мероприятий по снижению НВОС;
- сроки выполнения мероприятий;
- объем и источники финансирования мероприятий;
- перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.
4. Решение об установлении санитарно-защитной зоны.
В отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства устанавливаются санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ).
При этом существует условие - за контурами данных объектов должно создаваться химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил установления СЗЗ (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222).
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают органы Роспотребнадзора (п.3 Правил).
Для установления СЗЗ хозяйствующие субъекты направляют заявление об установлении СЗЗ с приложением (п.14 Правил):
- проекта СЗЗ;
- экспертного заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ. В срок не более 15 рабочих дней уполномоченный орган принимает решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ (п.17 Правил).
5. Производственный экологический контроль.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории НВОС обязаны (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (далее - ПЭК);
- осуществлять ПЭК;
- документировать информацию и хранить данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109. Ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным необходимо представлять Отчет об организации и осуществлении ПЭК (п.1 Порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109).
6. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах III категории НВОС обязаны вносить Плату за НВОС (п.1 ст. 16_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Плата за НВОС взимается за следующие его виды (ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов, в том числе за складирование побочных продуктов производства, признанных отходами;
- хранение вскрышных и вмещающих горных пород, признанных отходами производства и потребления.
IV категория НВОС
1. Разрешительная документация.
Для объектов IV категории НВОС не требуется получение разрешительных природоохранных документов. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории НВОС (п.5 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). При осуществлении хозяйственной деятельности на объектах IV категории НВОС разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются (п.6 ст.18 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах IV категории НВОС, не вносят плату за НВОС (п.1 ст.16_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).
2. Решение об установлении санитарно-защитной зоны.
В отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства устанавливаются санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ). При этом существует условие - за контурами данных объектов должно создаваться химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил установления СЗЗ (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222). Решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ принимают органы Роспотребнадзора (п.3 Правил). Для установления СЗЗ хозяйствующие субъекты направляют заявление об установлении СЗЗ с приложением (п.14 Правил):
- проекта СЗЗ;
- экспертного заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта СЗЗ. В срок не более 15 рабочих дней уполномоченный орган принимает решение об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ (п.17 Правил).