Производственный экологический контроль

Экологический контроль подразделяется на: государственный, производственный и общественный. Производственный экологический контроль (далее - ПЭК) является одним из основных видов контроля, поскольку деятельность предприятий наносит значительный ущерб окружающей среде. Для того, чтобы отслеживать и фиксировать негативное влияние, которое объект оказывает на окружающую среду, необходимо осуществлять контроль деятельности предприятия. Основными целями ПЭК являются (п.1 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ)):

  • выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
  • осуществление деятельности по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
  • соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством.

Основные задачи ПЭК изложены в п.4.2 ГОСТ Р 56062-2014 "Производственный экологический контроль. Общие положения" (далее - ГОСТ Р 56062-2014).

ПЭК осуществляют непосредственно природопользователи. Природоохранным законодательством установлено требование о наличии программы ПЭК и результатов проведения ПЭК, что проверяется надзорными органами при осуществлении проверок.

Требования нормативных правовых актов к осуществлению ПЭК

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):    

  • разрабатывают и утверждают программу ПЭК;      
  • осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
  • документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК.

          

Помимо общих требований, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ, дополнительно при проведении ПЭК по различным средам необходимо соблюдать требования других нормативных правовых актов.

Область осуществления ПЭК Требования законодательства и рекомендации
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники выбросов. Обязанности: данные, полученные в результате контроля за охраной атмосферного воздуха, а именно сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, необходимо указывать в отчете по ПЭК (п.3 ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999  N 96-ФЗ)). Регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов от источников, указанных в п.4.5 ГОСТ Р 56062-2014.
Производственный контроль в области обращения с отходами Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Обязанности: необходимо систематизировать информацию: - об отходах, образующихся в процессе деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов; - об объектах размещения отходов (далее - ОРО) на данном объекте; - об инвентаризации ОРО. Также необходимо проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду. В рамках осуществления ПЭК контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики оборудования и объектов, отраженных в п.4.7 ГОСТ Р 56062-2014.
Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образовались побочные продукты производства (п.4 ст.51_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Обязанности: отражать в программе ПЭК и в отчете по ПЭК информацию: - о видах побочных продуктов производства;- об объемах их образования;- о дате их образования;- о планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования.
Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, в пользовании которых находятся водные объекты. Обязанности: при использовании водных объектов собственники водных объектов, водопользователи обязаны (п.2 ст.39 Водного кодекса РФ):- вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества;- вести регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами;- бесплатно и в установленные сроки представлять результаты учета и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Учет объема забора и (или) сброса вод необходимо вести в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903. Регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики объектов, сооружений и оборудования, содержащихся в п.4.6 ГОСТ Р 56062-2014.

Программа ПЭК

Основные требования к программе и отчету ПЭК изложены в ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ.          

При разработке программы ПЭК хозяйствующие субъекты должны руководствоваться Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля (далее - Требования), утвержденными Приказом Минприроды России от 18.02.2022 N 109.

Программа ПЭК должна разрабатываться и утверждаться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту НВОС с учетом (п.1 Требований):       

  • его категории;           
  • применяемых технологий и особенностей производственного процесса;          
  • оказываемого НВОС.

При осуществлении ПЭК измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся природопользователями в отношении маркерных веществ (п.5 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

           Маркерные вещества - это загрязняющие вещества, которые характеризуют применяемые технологии и особенности непосредственно вашего производственного процесса на объекте НВОС (п.4 Требований).

            При выборе маркерных веществ, характерных для вашего предприятия, вы можете использовать Методическое пособие "Выбор группы маркерных веществ для оптимизации системы мониторинга атмосферного воздуха", утвержденное Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.1995.

Маркерные вещества - это загрязняющие вещества, которые характеризуют применяемые технологии и особенности непосредственно вашего производственного процесса на объекте НВОС (п.4 Требований).

При выборе маркерных веществ, характерных для вашего предприятия, вы можете использовать Методическое пособие "Выбор группы маркерных веществ для оптимизации системы мониторинга атмосферного воздуха", утвержденное Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.1995.