Охрана атмосферного воздуха
Инвентаризация выбросов
Прежде чем начать разработку разрешительной документации для осуществления выбросов, хозяйствующим субъектам следует определить все загрязняющие вещества, поступающие в атмосферный воздух. Для этого необходимо провести инвентаризацию выбросов в атмосферный воздух. Инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников выбросов на территории предприятия, количестве и составе выбросов. Инвентаризация выбросов - очень важная процедура, так как от нее зависят правильность разработки и (или) получения разрешительной документации для осуществления выбросов. Например, не выявленные загрязняющие вещества могут привести к некорректному расчету нормативов допустимых выбросов.
Требования законодательства о проведении инвентаризации выбросов
Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты НВОС (п.1 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ):- проводят инвентаризацию источников выбросов от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте НВОС;- документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871 утвержден Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок), учитывающий порядок инвентаризации выбросов от передвижных источников. Инвентаризация стационарных источников проводится не позднее, чем через 2 года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п.3 ст.22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ). Штраф! Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на (ч.1 ст.8.21 КоАП РФ):
- должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.;
- индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- юридических лиц - от 180 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нормирование выбросов загрязняющих веществ
Воздействие предприятий на атмосферный воздух является одной из основных причин загрязнения окружающей среды. Одним из способов ограничения такого негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) является нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В настоящее время нормирование выбросов зависит от категории объекта НВОС. В данной справке вы найдете информацию о разработке той или иной документации для осуществления выбросов на объектах НВОС в зависимости от категории. Разработка нормативов выбросов в зависимости от категории объекта НВОС Экологическое нормирование в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в зависимости от категории НВОС.
Категория объекта НВОС | Требование о разработке нормативов выбросов |
---|---|
I категория НВОС | Необходимо осуществить расчет технологических нормативов и разработать нормативы выбросов для веществ I, II класса опасности (при наличии таких веществ) в составе комплексного экологического разрешения (далее КЭР). |
II категория НВОС | Разработать нормативы выбросов необходимо в рамках декларации о воздействии на окружающую среду (далее ДВОС) и приложить расчеты нормативов выбросов к ДВОС. |
III категория НВОС | Разработать нормативы выбросов необходимо только для веществ I, II класса опасности (п.4 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Также установлено требование о представлении в уведомительном порядке отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.11 ст.15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ)). |
IV категория НВОС | Хозяйствующие субъекты освобождены от разработки нормативов выбросов (п.5 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). |
Штраф!
За несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства может быть выдано предупреждение или наложен штраф в размере (ст.8.1 КоАП РФ):
Специалисты Центра Экологического Развития ответят на интересующие Вас вопросы и помогут Вашей организации с проектированием и разработкой экологической документации.
- на должностных лиц - от 2 000 до 5 000 рублей;
- на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей. Также выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа (ч.1 ст.8.21 КоАП РФ):
- на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Помимо штрафных санкций хозяйствующие субъекты, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ)). Методикой исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды (далее - Методика исчисления вреда), утвержденной Приказом Минприроды России от 28.01.2021 N 59, установлены:
- случаи исчисления вреда, причиненные атмосферному воздуху, на которые распространяется Методика исчисления вреда, например, в период отсутствия неблагоприятных метеорологических условий (п.4 Методики исчисления вреда);
- формулы исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху, с учетом категории объекта НВОС при превышении нормативов;- таксы для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху, для определенного загрязняющего вещества (Приложение к Методике исчисления вреда).
Специалисты Центра Экологического Развития ответят на интересующие Вас вопросы и помогут Вашей организации с проектированием и разработкой экологической документации.
Эксплуатация установок очистки газа (ГОУ)
Одной из главных обязанностей хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих стационарные источники выбросов, является оборудование их газоочистными установками (далее - ГОУ).Запрещается строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха ГОУ и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.5 ст.16 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ)). Помимо оборудования ГОУ всех стационарных источников выбросов, хозяйствующие субъекты должны обеспечивать постоянный контроль за работой ГОУ (п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ). Как правило, все вопросы, связанные с охраной атмосферного воздуха, находятся в ведении экологической службы предприятия. Производственный контроль за исполнением требований при эксплуатации ГОУ не является исключением и осуществляется экологом предприятия. Одно из ключевых требований - ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов в течение всего периода своей работы: с момента включения до полной остановки (п.9 Правил). Запрещается эксплуатация технологического оборудования, являющего стационарным источником выбросов, если предусмотренная для него ГОУ (п.10 Правил):
- отключена;
- не обеспечивает проектную очистку;
- не обеспечивает обезвреживание выбросов. Фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов, установленных для (п.10 Правил): конкретного стационарного источника выбросов;
- производственного объекта в целом.
Штраф!
Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа (ч.3 ст.8.21 КоАП РФ):
- на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 руб.;
- на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Мероприятия по сокращению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ)
В периоды НМУ, во избежание возникновения высокого уровня загрязнения атмосферы, необходимо заблаговременно прогнозировать такие условия и своевременно сокращать выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При получении прогнозов НМУ хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.3 ст.19 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ).
Внимание!
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования) утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий НВОС на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Мероприятия в периоды НМУ необходимо согласовать с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Разработка мероприятий при НМУ проводится на основании:
- данных инвентаризации выбросов;
- результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов;- результатов расчетов рассеивания выбросов;
- сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга;
- сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны предприятия по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора. Алгоритм действий по разработке мероприятий при НМУ включает в себя:
- определение перечня загрязняющих веществ, подлежащих нормированию, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды НМУ;
- определение перечня источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды НМУ;
- разработку мероприятий при НМУ для выбранных источников выбросов;- определение перечня организационных мероприятий при НМУ;
- расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период НМУ, и с учетом реализации разработанных мероприятий при НМУ;
- оценку мероприятий, проведенных в период НМУ.
Производственный экологический контроль (ПЭК)
Экологический контроль подразделяется на: государственный, производственный и общественный. Производственный экологический контроль (далее - ПЭК) является одним из основных видов контроля, поскольку деятельность предприятий наносит значительный ущерб окружающей среде. Для того, чтобы отслеживать и фиксировать негативное влияние, которое объект оказывает на окружающую среду, необходимо осуществлять контроль деятельности предприятия. Основными целями ПЭК являются (п.1 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ)):
- выполнение мероприятий по охране окружающей среды;
- осуществление деятельности по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов;
- соблюдение требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством. Основные задачи ПЭК изложены в п.4.2 ГОСТ Р 56062-2014 "Производственный экологический контроль. Общие положения" (далее - ГОСТ Р 56062-2014). ПЭК осуществляют непосредственно природопользователи. Природоохранным законодательством установлено требование о наличии программы ПЭК и результатов проведения ПЭК, что проверяется надзорными органами при осуществлении проверок. Требования нормативных правовых актов к осуществлению ПЭК. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий негативного воздействия на окружающую среду (далее - НВОС) (п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ):
- разрабатывают и утверждают программу ПЭК;
- осуществляют ПЭК в соответствии с установленными требованиями;
- документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления ПЭК. Помимо общих требований, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ, дополнительно при проведении ПЭК по различным средам необходимо соблюдать требования других нормативных правовых актов.
Область осуществления ПЭК | Требования законодательства и рекомендации |
---|---|
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха | Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, имеющие стационарные источники выбросов. Обязанности: данные, полученные в результате контроля за охраной атмосферного воздуха, а именно сведения о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, необходимо указывать в отчете по ПЭК (п.3 ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ)). Регулярному контролю подлежат параметры и характеристики, нормируемые или используемые при установлении нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов от источников, указанных в п.4.5 ГОСТ Р 56062-2014. |
Производственный контроль в области обращения с отходами | Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Обязанности: необходимо систематизировать информацию: - об отходах, образующихся в процессе деятельности, в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов; - об объектах размещения отходов (далее - ОРО) на данном объекте; - об инвентаризации ОРО. Также необходимо проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях ОРО и в пределах их воздействия на окружающую среду. В рамках осуществления ПЭК контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики оборудования и объектов, отраженных в п.4.7 ГОСТ Р 56062-2014. |
Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства | Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образовались побочные продукты производства (п.4 ст.51_1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Обязанности: отражать в программе ПЭК и в отчете по ПЭК информацию: - о видах побочных продуктов производства; - об объемах их образования; - о дате их образования; |
Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов | Кто должен осуществлять: хозяйствующие субъекты, в пользовании которых находятся водные объекты. Обязанности: при использовании водных объектов собственники водных объектов, водопользователи обязаны (п.2 ст.39 Водного кодекса РФ): - вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества;- вести регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами;- бесплатно и в установленные сроки представлять результаты учета и регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Учет объема забора и (или) сброса вод необходимо вести в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденным Приказом Минприроды России от 09.11.2020 N 903.Регулярному контролю подлежат нормируемые параметры и характеристики объектов, сооружений и оборудования, содержащихся в п.4.6 ГОСТ Р 56062-2014. |
Нарушения | Статья | Штрафы |
---|---|---|
Ненадлежащее осуществление ПЭК (например, нарушение плана-графика проведения ПЭК, невыполнение требуемых инструментальных измерений) | ст.8.1 КоАП РФ | - на должностных лиц - предупреждение или штраф от 2 000 до 5 000 рублей; - на юридических лиц - предупреждение или штраф от 20 000 до 100 000 рублей |
Не осуществляется ПЭК за соблюдением требований законодательства РФ в области обращения с отходами | ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ | - на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей; - на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; - на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Искажение, сокрытие информации в предоставленной Программе ПЭК и/или Отчете | ст.8.5 КоАП РФ | - на должностных лиц - от 3 000 до 6 000 рублей; - на юридических лиц - от 20 000 до 80 000 рублей. |
Невыполнение (несвоевременное выполнение) требований по оснащению стационарных источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля | ч.1 ст.8.51 КоАП РФ | - на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей; - на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей. |
Оснащение стационарных источников выбросов, сбросов системами автоматического контроля с нарушением требований к таким системам и к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов, сбросов в государственный реестр объектов НВОС. | ч.2 ст.8.51 КоАП РФ | - на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; - на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей |